Военное производство на заводах Škoda

16 Май 2013 г. | Статьи и обзоры | Евгений Зеньков | Обсудить

Чешская компания  Škoda не всегда производила легковые автомобили, в первой половине 20-го века она активно выпускала танки, пушки, фугасы, снаряды, самолеты и стрелковое оружие.

В 1890 г. Škoda открыла фабрику по производству оружия. Производство оружия значительно возросло в последующие годы, но основной деятельностью не было исключительно производство оружия – фабрика также стала известной как производитель паровых машин, оборудования для сахарных, пивоваренных, кирпичных и металлургических заводов и шахт.

В 1915 году Škoda совместно с инспектором технической артиллерии Вильгельмом Пухерна разработали 3,7-см пехотную пушку для армии Австро-Венгрии, которой суждено было стать единственным в своем роде узкоспециализированным траншейным артиллерийским орудием.

Во время Первой мировой войны на заводах Škoda производились фугасы для 3,7-см горного орудия Gebirgsgeschütz M.13. Фугасы маркировались литерой «SW».

В декабре 1916 г. Škoda представила модернизированный вариант 3,7-см пехотного орудия — именно он был потом принят на вооружение армии Австро-Венгрии под обозначением «М.16». Пльзенские оружейники представили два варианта станка — колесный и треногу. В общей сложности Škoda заказали четыре 37-мм и четыре 47-мм орудия, которые должны были различаться станком (колесный и тренога) и конструкцией затвора (горизонтальный клиновый и поршневой винтовой с эксцентриком). «Škoda» не смогла выполнить заказ на прототипы в срок, поэтому на испытания орудия были предоставлены только весной 1917 г.

В 1926 году Škoda создала тяжелый бронеавтомобиль, получивший обозначение бронеавтомобиль «образца 1927 года» (заводское обозначение PA-III). До 1929 г. армия получила 15 таких машин, имевших боевую массу 6,64т, экипаж 5 человек и скорость 35км/ч. Вооружена она была двумя пулеметами S7/24 (один в башенке, другой - в лобовом листе корпуса) и пулеметом образца 1926 г. с возможностью стрельбы по самолетам.

броневик Skoda PA II(III)В 1929 году Škoda представила образец тяжелого пушечного бронеавтомобиля PA-IId массой 11т (экипаж 5 человек, броня 5мм). Он нес 75 мм орудие и пулемет Максим образца 1908 г. На вооружение армии этот бронеавтомобиль не приняли и передали полиции. Перед Второй мировой войной Škoda представлял собой самый крупный на юго-востоке Европы комбинат военной промышленности, охватывающий мощные металлургические заводы, производство пушек, пулеметов, танков, самолетов, грузовиков и специальных машин.

В 1928 году концерн Škoda разработал горную пушку  М.28 ( Škoda  75 мм)  специально для экспорта в Югославию. Пушка М.28 была создана путём модернизации  более старого орудия - Škoda  75 мм Модель 15. Будучи бикалиберным орудием, пушка М.28 могла кроме стандартного ствола калибром в 75 мм использовать также ствол калибром 90 мм. Во время Второй Мировой войны захваченные вермахтом орудия Škoda М.28 получали название 7.5 cm GebK 28 (in Einheitslafette mit 9 cm GebH) или 7.5 cm GebK 285(j).

К 1930 г. на заводах Škoda работало более 36 тысяч человек. Однако первая половина тридцатых годов прошла для Škoda под знаком экономической депрессии, резкого сокращения объёмов производства и персонала. Škoda искала для себя максимально выгодные контракты, чтобы ускорить выход из экономического кризиса.

Малоизвестный факт, но до начала Второй мировой войны Советский Союз и Чехословакия сотрудничали в военно-технической сфере. Заводы Škoda производили артиллерию для крепостей, военных крейсеров, специальную артиллерию для наземных операций, пушечный порох, зенитную артиллерию и другие виды вооружений.

В 1936 году Чехословакию посетила советская военно-техническая делегация, которая ознакомилась с образцами артиллерийского вооружений производимых Škoda. СССР заинтересовали  210-мм пушки и 305-мм гаубицы.

210-мм пушка V-3 на позиции в боевом положении с поднятым стволом:

210-мм пушка V-3

Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом СССР с фирмой Škoda , последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация для изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила $2,37 млн. (около 68 млн. крон). На поставки опытных образцов орудий и технической документации не повлиял захват Чехословакии немцами. Škoda  исправно выполняла все пункты договора с СССР.

В 1935 г. специалисты Генерального штаба министерства национальной обороны Чехословакии побывали на манёврах в Москве, Ленинградском и Киевском военных округах, и были поражены способностями советского бомбардировщика СБ-2. У него была скорость 424 км в час, в то время, как у самого быстрого самолёта Чехословакии - «Авиа» В-534 не превышала 415 км в час. Именно чешские военные добились заключения контракта, по которому Škoda бесплатно передавала Советскому Союзу ряд лицензий на производство вооружений, получив взамен лицензию на производство СБ-2. И после продолжительных переговоров в начале 1937 года было подписано соглашение, согласно которому Škoda передала Советскому Союзу техническую документацию на изготовление пушек С-5 в обмен на лицензию и техническую помощь в производстве в Чехословакии советского бомбардировщика СБ-2 (Авиа В 71).

Военно-техническое сотрудничество Škoda с Советским Союзом продолжалось до конца 1940 года, причём Чехословакия к тому времени уже год, как была оккупирована нацистской Германией.  Заводы Škoda  к этому времени уже принадлежали Третьему Рейху и работали на него.

В 1931 году чехословацкая армия выдала техническое задание на разработку среднего танка под общим обозначением KUV. Первый прототип среднего танка Škoda Š-III был готов к декабрю 1936 г., второй – к февралю 1937 г. За пять лет с момента объявления технического задания танк успел устареть морально и технически. В процессе ходовых испытаний выявились недостатки в конструкции шасси и постоянный перегрев двигателя. На их устранение времени не оставалось, так как в мае 1939 г. Чехословакия оказалась полностью оккупированной.

Škoda Š-IIIСнаряженная масса танка составляла 18800 кг, экипаж состоял их трех человек, вооружение: одна 47-мм пушка Škoda S-III в башне и 7,92-мм пулемет ZB vz.37 в корпусе. Танк оснащался  карбюраторным двигателем Škoda с рабочим объёмом 12800 см.куб., мощностью 190 л.с. при 1800 об\мин. Максимальная скорость 27,5 км/ч.

В 1936 году был изготовлен прототип самоходной установки Škoda Š-I-d. Чехословацкая армия большого интереса к этой машине не проявляла, но эта "самоходка" очень заинтересовала Югославию. Вооружение самоходной установки: одна 37-мм пушка Škoda A3 и один легкий пулемет ZB vz.26.

Škoda Š-I-d

Для экспортных поставок Š-I-d модифицировали, поставив более мощный двигатель (60 л.с. против 55 л.с.) и установив пушку Škoda А3ÚVJ и легкий пулемет ZB vz.30J калибра 7,92-мм.

В 1938 г. проходил испытания в СССР чешский танк Škoda (модель Škoda -IIa) выпуска 1936 г.(он же 36t в немецкой армии), советское правительство рассматривало вопрос о его покупке с документацией. Однако высокие договаривающиеся стороны никак не могли прийти к соглашению, и переговоры зашли в тупик.

В 1939 году  Škoda по заказу Германии начала разработку разведывательного танка Škoda T-15 (в немецкой армии он получил обозначение 38t). К 1942 году было построено 4 прототипа, от постройки пятого прототипа к 1944 г. немцы отказались, т.к.  к этому времени в серийном производстве уже находился Pz.II Ausf.L и надобности в аналогичном танке уже не было.

Škoda Т-15

Вооружение танка  Škoda T-15 составляли одна 37-мм пушка Škoda A-19 и один 7,92-мм пулемет MG34.

Танками Škoda было оснащено несколько немецких дивизий, напавших на СССР в 1941 году. Германия получила эти танки после раздела Чехословакии в 1938 году по Мюнхенскому соглашению.

Во время Второй мировой войны на заводе Škoda  в Mladа Boleslav разработали необычный тягач с коротким бортовым кузовом, рассчитанный на эксплуатацию в условиях российского мороза, глубокого снега и бездорожья. Это был артиллерийский тягач со всеми ведущими и управляемыми стальными колесами диаметром по 1,5 метра и шириной 300 миллиметров с высокими металлическими грунтозацепами. Необходимость создания такой машины появилась после первого крупного поражения Вермахта зимой 1941 года под Москвой. Позже тягач получил название Škoda-RSO (Porsche type 175).

skoda-rso

Первый прототип машины RSO был построен 2 сентября 1942 года на заводе  Škoda, и поступил на испытания. Он получил верхнеклапанный четырех цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения (6,0 литров, 90 л.с.), сухое однодисковое сцепление, основную пяти ступенчатую коробку передач и две двухступенчатые раздаточные коробки с механизмами блокировки межосевых дифференциалов.

Испытания признали успешными (тягач преодолевал брод в 1,18 м и взбирался на уклон в 33 градуса), хотя в их ходе у RSO и были выявлены довольно серьезные недостатки. Так, слабосильный (мог тянуть всего-то 5-тонный прицеп), тихоходный тягач имел большой радиус разворота (14 м) и большую собственную высоту. Это делало его непригодным для использования близко к линии фронта. Помимо этого , на пересеченной местности управлять семитонным тягачом было очень тяжело. Поскольку колеса RSO были выполнены полностью из стали и имели высокие металлические грунтозацепы езда по обледенелой дороге делалась практически невозможной. На дорогах с твердым покрытием машина сильно вибрировала и шумела.

Во время Второй мировой войны на заводах Škoda производились немецкие самолеты MeBf109 и FW 189, артиллерийские и зенитные орудия и боеприпасы, пулеметы ZB-50 и ZB-26/30, карабины Мauser, самозарядные винтовки ZB-29 и пистолеты. К тому же, чехи активно вели конструкторские разработки новых образцов в области бронетанковой и авиационной техники для Рейха. Именно плзеньские заводы Škoda в самом конце войны станут едва ли не единственным источником вооружения для вермахта.

305-мм мортира М16 производства  Škoda, из котороый обстреливали Ленинград. Захвачена советскими солдатами.

мортира М16

Одна из немецких батарей в Нормандии, вооруженная орудием K.39, изготовленным Škoda для гитлеровской Германии:

орудие K.39

Американские солдаты рассматривают немецкую 210-мм пушку особой мощности 39/41 концерна Škoda (21 cm Kanone 39/41  Škoda) в одном из двух бункеров батареи Крисбек (Crisbecq).

21 cm Kanone 39-41 Skoda

Бункеры батареи были расположены на восточном побережье полуострова Контантен (Cotentin), недалеко от деревушки Сент-Маркуф (Saint-Marcouf). Орудия батареи вели огонь по кораблям высадки в районе места высадки Юта-Бич (Utah Beach). Бункер был захвачен частями 39-го пехотного полка 9-й американской пехотной дивизии.

В СССР во время войны тоже было вооружение, произведенное на заводах Škoda: под Севастополем мортира М17 состояла на вооружении 458-ой отдельной тяжелой артиллерийской батареи 787-го артиллерийского полка (1 орудие).

42cm_M17

Универсальные чешские пушки калибра  76,5 мм (модель 8 см vz. 18119) производства Škoda могли устанавливаться как на борту военных судов, так и на подводных лодках. Для установки на последних пушки имели специальные конструктивные особенности и защитные устройства, позволяющие герметизировать ствол, механизмы поворота и другие элементы орудия при погружении лодки под воду. Такие пушки устанавливались на латвийских подводных лодках Ronis и Spidola.

Осенью 2003 года во время поисков на эстонском острове Хийумаа, на мысе Тахкуна местные краеведы нашли две снарядные гильзы с непонятной маркировкой. Единственное, что было понятно - на гильзах стоял знак завода "Шкода". Откуда на далеком эстонском острове чешские снаряды и как они туда попали, ответить никто не мог. Как выяснилось позже, этот были снаряды от чешской зенитной пушки модели 28.

16 Май 2013 г. | Статьи и обзоры | Евгений Зеньков | Обсудить

Поделиться с друзьями